Как Понять Что Надо Удалять Аденоиды?

Зачем удалять аденоиды — Показаниями к удалению аденоидов является появление серьезных проблем со здоровьем ребенка – когда от лимфоидной ткани становится больше вреда, чем пользы. Абсолютное показание к удалению аденоидов: стойкое затруднение носового дыхания, сопровождающаяся храпом во сне, синдромом обструктивного апноэ сна (остановкой дыхания во сне).

Как Понять Что Надо Удалять Аденоиды

Отсутствие нормального носового дыхания приводит к гипоксии — состоянию хронического недостатка кислорода, следствием этого могут быть: быстрая утомляемость ребенка, нарушение когнитивных функций головного мозга, задержка психоэмоционального, а порой и физического развития, нарушение анатомического формирования лицевого скелета и прикуса, готическое нёбо, в отдельных случаях даже развитие энуреза является следствием выраженной гипертрофии глоточной миндалины.

Существуют и относительные показания к удалению аденоидов. Это рецидивы отитов у ребенка, развитие тугоухости, рецидивы синусита, неэффективность лечения хронического аденоидита (воспаление увеличенной миндалины) в течение полугода. Разросшаяся аденоидная ткань создает постоянно существующее препятствие движению воздушного потока, что является причиной недостаточной вентиляции околоносовых пазух и полостей среднего уха, это приводит к вышеперечисленным проблемам.

Когда нужно удалять аденоиды у ребенка?

Когда родители жалуются на заложенность носа у ребенка и частый насморк, в ответ нередко слышат: «Это все аденоиды!» Врач-оториноларинголог высшей квалификационной категории Морозовской детской больницы, кандидат медицинских наук, обладатель статуса «Московский врач» Елена Сергеевна Ковалец рассказала проекту «Москва — столица здоровья», в каких случаях аденоиды надо удалять, а когда этого делать не стоит.

Затруднение дыхания, даже когда ребенок здоров; храп; затруднение дыхания во сне, вплоть до апноэ.

Есть два метода диагностики: рентгенологическое исследование и диагностическая эндоскопия носоглотки. Второй вариант — более современный и предпочтительный. Он позволяет увидеть не только степень разрастания аденоидов, но и состояние слизистой. Это позволяет оценить характер и выраженность воспалительного процесса на аденоидах (аденоидит), а значит — выбрать правильную тактику лечения.

Важно! При остром аденоидите (или обострении хронического) плановое хирургическое лечение не проводится. Сначала необходимо снять воспаление с помощью местных и/или системных антибактериальных препаратов. Когда аденоиды нужно удалять? Если постоянно заложен нос, бывают задержки дыхания во сне; если ребенок бесконечно страдает от насморка, а консервативное лечение не помогает.

Иногда аденоиды механически закрывают глоточные устья слуховых труб, и начинаются проблемы с ушами из-за наличия жидкости в барабанной полости. Могут возникать рецидивирующие гнойные отиты и снижение слуха. Все это — показания к хирургическому лечению.

Она делается под общим наркозом и длится полчаса. Врачи используют специальный инструмент шейвер. Он позволяет тщательно убрать даже самые мелкие фрагменты лимфоидной ткани.

Аденоид – маленький орган нашего тела, глоточная (или носоглоточная) миндалина, которая расположена в области свода носоглотки и является частью лимфаденоидного глоточного кольца. Как и другие миндалины, аденоид относится к периферическим органам иммунной системы и участвует в формировании иммунных реакций.

То есть он выполняет барьерную функцию, защищая наш организм от инфекций. — Почему увеличиваются аденоиды? — Аденоидная ткань становится «мишенью», когда ребёнок начинает вести активную социальную жизнь. Чаще это совпадает с посещением ребёнком организованных групп, дошкольных учреждений.

В этот период происходит активное обсеменение лимфоидной ткани различной флорой (отсюда частые простудные заболевания, «принесённые из садика»). В результате повышенной функциональной активности миндалины мы наблюдаем ее компенсаторное увеличение — гипертрофию аденоида (ГА). Также важен аллергостатус ребёнка и наличие рефлюксной болезни, ведь постоянная стимуляция аллергенами и раздражение агрессивным желудочным содержимым также провоцирует ГА.

— Наиболее часто разрастание аденоидной ткани встречается у детей 2-7 лет. В подростковом возрасте происходит инволюция (уменьшение в размерах) аденоида, так как иммунитет к большинству инфекционных агентов уже сформирован и необходимость в защитной функции миндалин уменьшается.

У взрослых пациентов остатки аденоидной ткани могут оставаться в своде носоглотки в виде единичных островков. — Нужно ли бить тревогу, если увеличились аденоиды, и чем опасно данное состояние? — Когда разрастаются ткани аденоидов, происходит механическая «закупорка» просвета хоан (задние отделы полости носа).

Из-за этого происходит затруднение носового дыхания, и как следствие — храп и обструкция (спадение) дыхательных путей во время сна. — При длительном нарушении носового дыхания может отмечаться состояние хронической гипоксии, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие головного мозга.

Стоит отметить, что постоянное дыхание через рот приводит к формированию так называемого «птичьего», или «аденоидного» типа лица. — Еще бывает так, что блокируется устье глоточного отверстия слуховой трубы, вызывая осложнения со стороны среднего уха. Частые отиты, риносинуситы, ОРВИ при ГА сложно поддаются лечению.

— С какими жалобами необходимо записаться на прием к оториноларингологу? — Существует целый список симптомов, при которых не стоит откладывать обращение к врачу: · затруднение носового дыхания, · упорный утренний и ночной продуктивный кашель, · СОАС (синдром обструктивного апноэ сна), храп, · рецидивирующие отиты, плохо поддающиеся лечению, снижение слуха, · рецидивирующие, длительно разрешающиеся риниты, гнусавость, · нарушения прикуса, приоткрытый рот, кариес молочных зубов.